Как уже сообщал AUTO-Consulting, правительство разместило заказ на 200 бронеавтомобилей "Дозор-Б" харьковского производства. Но в Украине есть и другие разработки бронеавтомобилей, которые вполне могут пригодиться армии. Более того, уже есть опытные образцы бронеавтомобилей "Казак" на базе ГАЗ-66 и ГАЗ-53, которые позволят в кратчайшие сроки выпустить недорогую и надежную защиту для бойцов украинской армии.
Военный конфликт в Донецкой и Луганской области наглядно показал, что украинской армии не хватает бронированных автомобилей. В то же время, российская армия входила в Крым именно на бронеавтомобилях ГАЗ-2330 "Тигр", которые при всех недостатках, позволяют быстро перемещать личный состав и защищать его от обстрелов. Украинские солдаты в лучшем случае могут укрыться от обстрела из придорожных кустов пока только в БТР-80. Но далеко не все задачи можно решать на таком крупном транспорте как "восьмидесятый". Иногда патрулировать участки местности проще лучше на небольшом и маневренном бронеавтомобиле. Но именно на бронеавтомобиле, способном защитить от очереди из "калаша" или выстрела снайпера. К тому же оснащенного мощным вооружением, способным подавить огневую точку противника.
При всех преимуществах "Дозор-Б", 200 единиц таких ББМ - это не достаточно для армии. К тому же существует определенное время для выполнения этого заказа. Но в Украине есть и другие разработки. В частности и ББМ "Казак". Как уже сообщал AUTO-Consulting, этот бронеавтомобиль продемонстрировали тогдашнему президенту Ющенко еще в 2009 г. Виктор Андреевич осмотрел "Казак", но тем все дело и ограничилось. А между тем, ББМ "Казак" получил хорошие оценки силовиков. Так почему же не использовать эту разработку в АТО?
Но если первый "Казак" получался довольно дорогим из-за использования импортных агрегатов и двигателя, то его создатели придумали как значительно удешевить боевую машину и наладить ее массовое производство в кратчайшие сроки.
ББМ "КАЗАК" изготовлена Научно-производственным объединением "Практика", которое является ведущим отечественным производителем средств технической безопасности для банков и активно ведущая работы по бронированию транспортных средств. Изначально созданная «Практикой» ББМ была предназначена для применения в составе специальных подразделений (тогда в Украине только заговорили о создании Сил специальных операций, для которых и создавался «Казак»).
Как отмечает сайт "Информационное сопротивление" еще одна «ситуативная» разработка НПО «Практика» - использование для создания бронетехники базы автомобилей, имеющихся в составе ВС Украины. В частности, если изначальный вариант «Казака» был разработан с двигателем IVECO, то на данный момент существует вариант с использованием шасси ГАЗ-66, с полной заменой силовой установки на новую, с дизельным двигателем. Решение действительно гениальное по своей простоте. Ведь использование агрегатов старых ГАЗ-66 позволит значительно снизить стоимость ББМ "Казак" и быстро организовать его поставку в армию.
Как известно, этих автомобилей на базах хранения армии – огромное количество, что сильно удешевляет производство ББМ на их основе.
На «Казак» на базе ГАЗ-66 устанавливается пулемет калибра 12.7 мм (НСВТ или КТ-12,7), либо автоматический гранатомет АГС-17. Совместно с КБ «Луч» разработана модификация с ПТУР. Данный образец прошел успешные полевые испытания.
Есть также модификация на базе ГАЗ-53. Этих автомобилей также осталось немало в составе и Вооруженных сил, и иных вооруженных формирований страны.При всех минусах использования стандартного шасси сельхозгрузовика ГАЗ-53, такой "Казак" получается еще дешевле полноприводной версии. Он вполне может патрулировать городские кварталы. В данной схеме также проводится полная замена силовой установки, устанавливается новый бронированный кузов с креплениями для установки вооружений.
Отметим, что это еще не все разработки, которые есть у украинских предприятий. В частности, и у КрАЗа есть готовое решение бронеавтомобиля для десанта - КрАЗ-01-1-11/SLDSL